Древнейшие рисунки, высеченные на скалах, были названы петроглифами. Их можно встретить практически во всех местах проживания древних людей. Есть они и на территории современной Российской Федерации, в частности, в Карелии. Например, Онежские рисунки были обнаружены на берегу одноименного озера.
Что такое петроглифы
Петроглиф — древнее изображение, которое было выбито или нанесено краской на скалы или камни. Их наносили в святилищах, во время религиозных обрядов. Для этих же целей были созданы Онежские петроглифы.
Они представляют собой изображения птиц, животных, геометрических фигур и других объектов, связанных с бытом древних людей. Также они отражают представления древнего человека об окружающей природе.
Высекая рисунки на скалах, художники стремились узнать, что стоит за природными явлениями.
Петроглифы часто связаны с различными верованиями, проведением религиозных церемоний и с тем, как человек той эпохи представлял окружающий мир и свою взаимосвязь с ним. По этой причине их можно сравнить с каменной книгой. Древние люди, населявшие Карелию в те дни, использовали для выражения своих мыслей символы и знаки.
Онежские петроглифы относятся к памятникам наскального искусства. Можно выделить 24 группы карельских древних рисунков. Несмотря на то что они объединены в группы, рисунки не направлены в определенную сторону, они были нарисованы хаотично. Общее их число — более 1000.
Памятник высечен на скалах, возраст которых составляет несколько миллиардов лет. Они отличаются высокой прочностью, поэтому петроглифы сохранились до настоящего времени. Памятнику не повредили и морские волны, которые на протяжении нескольких тысяч лет укрывали скалы, скрывая от исследователей карельские петроглифы.
История открытия и этапы изучения
Исследование онежских петроглифов разделяется на 3 этапа:
- середина XIX — XX столетий;
- середина 20х — конец 60х годов прошлого столетия;
- конец 60х — настоящее время.
В ходе 1-го этапа петроглифы были впервые открыты археологами, также предпринимались первые попытки скопировать их, сделать фотографии. Некоторые искусствоведы также публиковали первые толкования карельских наскальных рисунков.
2-ой этап связан с более детальным изучение наскального памятника, открытием новых фигур и с систематизацией ранее открытых петроглифов. В научных журналах появлялись публикации и детальные исследования карельского искусства.
Последний этап связан с новыми полевыми работами в районе групп древних рисунков и подробным изучением древних поселений, рядом с которыми петроглифы были нарисованы.
Местные жители, которые первыми увидели петроглифы у озера, относились к ним с настороженностью и страхом. Однако ученые, посещавшие Карелию, долгое время не упоминали петроглифы в своих публикациях.
Первым ученым, который обнаружил петроглифы, стал геолог и археолог К. Гревингк. В этом ему помогли местные жители из деревни Бесов нос. Они знали об этих рисунках и считали, что их нарисовал дьявол или бесы. По этой причине крестьяне пытались изгнать нечистую силу, выбивая на картинках на скалах кресты. Также кресты высекали монахи Муромского монастыря.
Через 50 лет после экспедиции Гревингка в окрестностях Онежского озера шведские ученые под руководством Хальстрёма продолжили искать новые группы картинок. Затем, в конце прошлого века была обнаружена большая группа онежских рисунков. Организаторы экспедиции — члены Эстонского общества, изучающие памятники первобытного искусства.
В 1934 г советские исследователи взорвали скалы с петроглифами, поскольку они планировали доставить наскальные рисунки в Эрмитаж. Для этих целей была взорвана плита с рисунками в районе мыса Пери Нос-3.
Крупный фрагмент после взрыва был отправлен в Эрмитаж, а маленький обломок — в местный краеведческий музей. Однако такой взрыв повредил десятки рисунков, в частности, сцены, которые демонстрируют представления древних людей о деторождении.
В советский период часть петроглифов была повреждена во время строительства ГЭС.
Кроме того, к обломку скалы, который был отправлен в карельский музей, были добавлены еще 2 плиты с петроглифами. Однако эти камни не были отделены от скалы в результате взрыва, они откололись от мыса по естественным причинам.
В июле 2021 г Комитет всемирного наследия внес петроглифы на Онежском озере в Список наследия Юнеско.
История создания
Онежские петроглифы, по мнению исследователей, были созданы на рубеже V-III столетий до нашей эры. Авторы рисунков — рыболовы, охотники и ремесленники периода неолита.
Искусствоведы полагают, что их наносили на камни по частям, сначала создавалась одна группа, а на протяжении нескольких столетий местные жители дополняли группу новыми рисунками. По мнению ученых, для создания рисунков изначально использовался уголь, растительная краска и в редких случаях — кровь человека.
Однако сохранность таких рисунков была низкой — погодные условия вредили наскальной живописи, что и заставило древних охотников задуматься над улучшением техники наскальной живописи.
Карельский памятник первобытного искусства представляет интерес и потому, что его создавали разные группы местных жителей. Длительный процесс высечения рисунков в скале позволяет изучить этапы эволюции наскальной живописи.
Карельские петроглифы высекались в течение длительного времени, в различные годы и века. С момента появления первых онежских петроглифов прошло несколько тысячелетий. Периодом расцвета в создании онежских петроглифов считаются V-IV вв. до н.э.
По сравнению с петроглифами, открытыми на других материках, рисунки из Карелии отличает качество исполнения и обширная тематика.
Описание и характеристика
Вероятнее всего их выбивали таким материалом как кварц. У онежских петроглифов был высечен только контур. Выбоины петроглифов имеют разную глубину, зависящую от того, какой рисунок следовало высечь. Наиболее часто встречающаяся глубина насечек составляет 2 — 3 мм.
Фигуры выбивались как в фас, так и в профиль. Все увидевшие рисунки отмечают, что удобнее всего изучать их в лучах восходящего или заходящего солнца. Такой угол лучей усиливает рельефность изображений, помогает избежать ошибок при описании рисунка.
Размер рисунков различен: можно увидеть как маленькие, так и крупные изображения. Средняя величина одного рисунка составляет 15 — 60 см. Все образы переданы условно и схематично. Кроме того, некоторые животные наделены сказочными и магическими чертами. Также часть изображений до сих пор не смогли расшифровать.
Несмотря на то что картинки отличает условность и схематичность, некоторые группы рисунков можно без проблем расшифровать: так, сразу можно обнаружить водоплавающих птиц, зверей, лодки и людей в них.
Выделить можно и необычные фигуры, например, солярные и лунарные знаки. Также к загадочным фигурам можно отнести изображения выдр, нерп, рыб, змей и других животных. Некоторые пропорции фигур искажены, например, можно встретит лебедей с длинными шеями, зверей с очень крупными мордами.
Наиболее популярные мотивы среди онежских петроглифов — водоплавающие животные и птицы. Однако среди онежских наскальных рисунков можно выделить только 3 нерпы. Гораздо чаще художники изображали водоплавающих птиц, например, лебедей.
Онежские петроглифы известны благодаря рисунку беса. В честь этого существа даже была названа местность поблизости от петроглифов — Бесов нос. Силуэт представляет собой существо двухметрового роста с длинным телом. Монахи монастыря, построенного в этой местности, выбили крест в левой руке беса. Таким образом они хотели избавиться от негативной энергии от картинки.
Помимо беса среди петроглифов выделяется крупная фигура человека — Шальская Венера. Рисунок демонстрирует танцевальные движения или поклонение богам.
Самое популярное изображение-петроглиф — птицы, в частности лебеди. Исследователи петроглифов обнаружили крупный рисунок лебедя около 4 м в длину. Особенностью лебедей на онежских скалах является их непропорциональность: шеи их длинные, внутри их туловищ прорисованы дуги.
Лебеди и утки, выбитые стаями, стали символами плодородия. Кроме того, древние люди могли считать лебедей тотемными животными, поэтому могли изображать их в священных для людей местах.
Рядом с силуэтом беса были выбиты контуры таких животных, как выдра, налим или сом. Ученые полагают, что такое сочетание фигур могло иметь для древних людей священный смысл.
Петроглифы, относящиеся к Онежской группе, известны и благодаря изображениям животных. Среди всех наскальных рисунков этой группы самым популярным сюжетом стали олени, лоси. Реже изображались лисы, бобры и медведи. Животные могут иметь сказочные черты, например, слишком длинный хвост или очень крупную голову. У лосей отсутствуют рога.
На мысе Пери была выбита супружеская пара, был показан процесс появления новой жизни. Кроме того, можно увидеть сцены быта местных жителей: рыбалку, охоту. Древние художники создавали и сюжеты, связанные с лодками, в частности, были обнаружены рисунки лодок с экипажем, охота на китов.
Помимо животных, птиц и людей часто изображались знаки солнца и луны. Они были прорисованы детально, в частности, были добавлены лучи.
Среди солярных и лунарных знаков можно заметить овал, разделенный зигзагом, напоминающий знак инь-ян. Было установлено, что знаки солнца и луны относятся к самым ранним онежским петроглифам. Исследователи предполагают, что святилище на острове было построено для изучения траектории движения Луны и Солнца, ведение счета времени.
Также выделяются изображения, похожие на ожерелья, подковы и круги неправильной формы. Наиболее популярный тип изображений этой группы — жезл с треугольником на конце и с отростком, напоминающим лосиную голову. Они также могут иметь кольцо на 2 конце.
Жезл может представлять собой стержень с лосиной головой на 1 конце и на 2 конце — с лебединой головой. Этот предмет иногда изображается в руках у человека. Искусствоведы полагают, что таким образом древние люди могли изображать шаманов, священников, проводящих ритуалы.
Где находятся, как добраться
Онежские петроглифы расположены в основном на 3 выступающих мысах: Бесов Нос, Кладовец Нос, Пери Нос и Гагажий мыс. На острове Гурий и на полуострове Кочковнаволок также можно встретить группы петроглифов. Поблизости от полуострова Кочковнаволок расположен поселок Шальский.
Это делает осмотр петроглифов более удобным, поскольку остановиться можно в поселке, а уже оттуда можно выехать на осмотр достопримечательностей.
Так как остальные петроглифы находятся в труднодоступных местах, до них сложно добраться.
Маршрут может строиться следующим образом:
- Доехать из Санкт-Петербурга до районного центра Пудож.
- Затем доехать до Каршево или поселка Шальский.
- В поселке взять в аренду катер и на нем доплыть до конечной цели — петроглифов.
Так, из Санкт-Петебурга до районного центра Пудож можно доехать на автобусах перевозчика СКавто. Длительность поездки составляет около 10 часов. Из Петрозаводска также проложено автобусное сообщение. Автобусы фирмы Карелавтотранс ездят несколько раз в сутки. Длительность поездки также составляет 10 часов.
Если путешествовать на машине, необходимо выбрать и придерживаться трассы А-119 во время поездки. Пудож и Каршево, 2 точки маршрута, располагаются именно на данной трассе. Однако, последнюю часть маршрута нельзя проехать на легковой машине, поскольку дороги в этой местности проложены не везде. Для передвижения лучше выбирать внедорожники или плыть на лодке.
Программы экскурсий
Осмотреть Онежские петроглифы можно как самостоятельно, так и в составе экскурсионной группы. Например, можно совершить сафари на лодках по Черной реке, после чего поучаствовать в походе по Муромскому заказнику к месту с петроглифами. По ходу путешествия можно остановиться на отдых, воспользоваться оборудованными туалетными комнатами.
Выезд осуществляется из Петрозаводска рано утром. Обед, как и проезд на катере входит в стоимость поездки. Она составляет 7000 руб.
В зависимости от погодных условий, также можно поучаствовать в поездке на катере или на автомобиле и катере.
Независимо от погодных условий проводятся туры на автомобиле с пересадкой на катер.
- В 6 утра — группа выезжает из Петрозаводска, в 10.30 — прибытие к водоему, завтра и пересадка на катер. Длительность поездки на катере составляет около 1 часа.
- До 16.30 проводится непосредственно осмотр петроглифов.
- В 17.00 — возвращение к начальной точке экскурсии и обед.
- В 21.00 — возвращение в город.
Если погода позволяет, можно доехать до мыса Бесов нос на катере. Погода играет большую роль, так как по воде требуется проплыть более 90 км. В ходе экскурсии также возможно перемещение на катере. Выезд в город Петрозаводск в обратную дорогу — в 15:00. Завершение похода — в 17:00.
Стоимость экскурсии на катере и автомобиле — от 8000 до 15000 руб., в зависимости от числа людей в экскурсионной группе. Если поездка совершается только на катере, стоимость ее составит около 45000 руб.
Интересные факты
- Петроглифы, которые относятся к Онежским, стали первым памятником наскального искусства, внесенным в список ЮНЕСКО.
- Данные петроглифы интересны и потому, что они представляют собой 1 из крупнейших памятников древней живописи во всей Европе.
- Группы рисунков обнаруживаются на мысах, полуостровах, побережьях, омываемых водой. Реже изображения встречаются на островах.
- Куски каменных плит с онежскими рисунками находятся не только в естественной среде, на природе. Они частично были перенесены в Государственный Эрмитаж и Карельский краеведческий музей.
Петроглифы, относящиеся к Онежской группе, – всемирно известный памятник наскального искусства. Он до сих пор не изучен полностью, не все петроглифы были расшифрованы. Однако уже те фрагменты, которые удалось расшифровать, помогают археологам и искусствоведам получить больше информации о жизни человека той эпохи.