Город на севере Италии с первого взгляда очаровывает сердца туристов разных возрастов. Он славится историческими памятниками, многочисленными арт-площадками, уютными парковыми зонами, шикарными ресторанами, многолюдными стадионами.
Именно потому вопрос о том, что посмотреть в Милане за 3 дня самостоятельно, ставит в тупик даже опытных путешественников. Тут есть развлечения на любой вкус и кошелек. Жизненный ритм здесь не утихает ни днем, ни ночью.
И в этом есть огромное преимущество, ведь за 3 суток можно успеть буквально все — от посещения торжественных богослужений, футбольных матчей до наслаждения голосами оперных див и прохождения квестов по поиску привидений. А чтобы не ошибиться с маршрутами, лучше план осмотра достопримечательностей составить заранее. И обязательно включите в него побольше площадей, ведь многие известные памятники старины расположенными на них либо совсем рядом.
Как добраться из аэропорта до центра
Аэропорт Мальпенса и городской центр разделяют примерно 50 км. Существуют несколько способов добраться до пункта назначения. У каждого из них есть свои подводные камни.
Если решите выбрать автобусы, учтите: на маршруте работают 3 разные компании. Транспорт каждой прибывает в одно и то же место: на Центральный вокзал. Движение по маршрутам начинается в 5.00–6.00 часов утра (в зависимости от компании-перевозчика) и продолжается до глубокой ночи. Интервал между рейсами: 10-15 минут. Пункты отправления расположены возле терминалов аэропорта №1 и №2. Время следования общественного транспорта до городского центра: 40-50 мин.
Если прибываете в другой аэропорт, оттуда тоже лучше вначале доехать до Мальпенса. Транспортное сообщение между аэровокзалами отличное. И в центр города удобнее всего следовать именно из Мальпенса, потому что он ближе всего к «сердцу Милана».
Если же решите выбрать поезд, путь займет столько же времени. Существует стереотип: поезда по данному маршруту не ходят. Это заблуждение! Поезда отправляются от терминалов №1 и №2. Просто следует учесть: в таком случае пунктами прибытия становятся разные места: Центральный вокзал либо вокзал Кадона. И ближе к городскому центру расположен второй.
Что касается такси: выбор таксомоторных служб, которые оказывают тут услуги, огромен. Опытные путешественники рекомендуют на первых этажах терминалов аэропортов подходить к специальным стойкам и заказывать там машины или пользоваться приложением на Uber на смартфонах. Оба варианта помогут избежать переплат. Если же путешествуете организованной группой, лучше выбрать трансфер и воспользоваться известным сервисом KiwiTaxi.
Заказать индивидуальный трансфер из аэропорта до центра города за 15 075 RUB(Реклама. IT Travel. ИНН SL024264)
Примечание по поводу услуг каршеринга: путешественникам они здесь доступны. Оказывает те в Мальпенса всего одна компания: E-Vai. Она предоставляет туристам электрокары не только для поездок до городского центра, но и для путешествий по Ломбардии.
Единственный минус: спрос на аренду электрокаров большой, и заказывать те надо на сайте компании заранее (иначе останетесь без машины).
- Что посмотреть в Милане 1 за день — 16 самых интересных мест Что посмотреть в Милане за 2 дня — 20 самых интересных мест
Первый день
Не стоит бояться, что первые сутки будут перенасыщены впечатлениями. Все они окажутся яркими, красочными, удивительными, неповторимыми. И не забывайте между осмотрами местных достопримечательностей устраивать перекусы.
В Милане очень вкусная еда даже в крохотных пиццериях и кафе. Готовят ее не так, как в других областях Италии. Даже в фастфуд тут добавляют рис, сливочное масло, потому перекусы получаются сытными и одновременно необременительными для талии.
Королевский дворец
Знаковое место для истории страны, итальянцы к нему относятся особенно трепетно. Сегодня здесь работает арт-площадка международного уровня, а раньше тут жили венценосные особы со своими приближенными.
Почему обязательно следует побывать во дворце, даже если королевскими, царскими палатами вас уже не удивишь? В огромном здании постоянно проходят выставки шедевров мирового искусства. Именно здесь можно увидеть подлинные творения великих мастеров прошлого.
Ежегодно арт-площадка выставляет около 1 500 таких произведений. И велика вероятность, что многие из них вам удастся увидеть только раз в жизни, ведь многие картины, скульптуры принадлежат частным коллекционерам (в том числе европейским монархам и американским миллиардерам).
А дворец построен еще в Средние века. Его неоднократно перестраивали, потому на внешний облик здания, убранство залов отложили свои отпечатки разные стили. На сегодняшний день специалистам отреставрировать удалось только часть его помещений, однако и те поражают своим великолепием.
Общая площадь грандиозного здания 7 000 кв.м. В новом веке оно стало еще более знаменитым благодаря выставкам Моне, Пикассо и других гениев. Еще совет: до посещения Миланского кафедрального собора обязательно побывайте на выставке в дворцовом крыле. Она посвящена соседнему кафедральному храму.
Экспозиция у организаторов получилась такая интересная, что после нее многим туристам оказываются не нужны гиды при посещении собора.
Миланский кафедральный собор
Главный храм города поражает величием своих древних стен и особой царящей в нем умиротворенной атмосферой. Великолепное здание рядом с Королевским дворцом итальянцы начали строить более 600 лет назад и достроили в 60-е годы прошлого века.
Сооружение высотой 108 м вобрало в себя «все стили мира» и при этом оказалось одним из ярчайших образцов готики. Вот такой получился парадокс. Набожные миланцы относятся к своему собору с изрядной долей юмора, ведь содержание сооружения требует огромных средств, и тех в городской казне вечно не хватает.
С крыши храма открываются потрясающие виды на город, однако посетить уникальное место есть смысл не только ради них. Тут находится огромное количество христианских святынь. Главные сокровища храма: статуя Святого Варфоломея, саркофаги епископов, алтари, созданные легендарным Пеллегрини.
Здесь же можно увидеть скульптуры работы Крэгга, орган с 225 трубами, саркофаг с мощами Святого Борромео. А еще в здании замурован гвоздь, взятый с креста, где был распят Христос. Увидеть данную реликвию вам не удастся, однако буквально каждый прихожанин покажет место, где замурована она над апсидой здания.
- 20 самых интересных мест в Милане 40 лучших достопримечательностей Милана Куда съездить из Милана на 1 день 25 лучших музеев Милана 10 лучших парков Милана
Пьяцца дель Дуомо
Знаменитая пьяцца является местом расположения Миланского кафедрального собора. Тут никогда, даже в ненастную погоду, не бывает малолюдно. Архитектурный ансамбль площади формировался несколько столетий подряд. Потому совет туристам, предпочитающим точные данные по искусствоведению: не ищите здесь художественную логику, она в этом месте отсутствует.
История площади началась практически одновременно со строительством храма. Кто только не вносил коррективы в ее убранство. К этому в свое время приложил руку даже Наполеон, которому безумно надоели споры миланцев по поводу правильного оформления фасада собора.
В районе площади в наши дни работает под землей станция метро, а на поверхности туристы устраивают селфи на фоне дворцов и памятника великому итальянскому королю Виктору Эммануилу Второму. Данный монарх прославился тем, что был дальновидным политиком и грубым солдафоном, много воевал и объединил свою страну, ратовал за традиционные семейные ценности и в итоге (устав от династического брака) женился на любовнице.
Галерея Виктора Эммануила II
Знаменитая площадка тоже находится на площади Дуомо. Она носит название в честь короля-объединителя. В XIX веке открытие этого здания было для Европы событием тысячелетия, ведь здесь никогда раньше не строили огромных коммерческих галерей. Она оказалась, можно сказать, прабабушкой современных торговых центров.
С высоты птичьего полета форма галереи напоминает латинский крест. Для создания ее огромного купола использованы стекло, высокопрочные марки железа. Миланцы поэтически сравнивают галерею с мостиком времени, ведь она соединяет две самые популярные городские пьяцца: Дуомо и Ла Скала.
Галерея открыта для публичного посещения ежедневно. Она продолжает играть роль торгового центра и одновременно является крупнейшей городской арт-площадкой, где постоянно проходят интересные выставки. Здесь же расположено огромное количество кафе, ресторанов. Собственное привидение тут тоже есть: это призрак Менгони. Он был главным архитектором галереи и погиб во время проверки завершения работ в 1877 году.
Исторический ресторан Ristorante Savini
Фото: www.facebook.com/SaviniMilano1867
Еще одно знаковое место на карте города и страны. На его поиски не уйдет много времени, ведь ресторан находится прямо в торговой галерее Виктора Эммануила II. Его залы, где сохранились старинные классические интерьеры, обожают посещать звезды мировой величины. В разное время в числе гостей Ristorante Savini были Джузеппе Верди, Фрэнк Синатра, Генри Форд, Грейс Келли, Мария Каллас и другие легендарные личности.
Примечательно, что цены в культовом ресторане разные: и безумно высокие, и весьма демократичные. Так получилось, потому что он вошел в сеть Gatto. А последняя славится своей выпечкой и доступностью блюд.
В винной карте ресторана представлено «всего лишь» 600 позиций напитков. В будние дни здесь недорогие (по европейским меркам) бизнес-ланчи. При заведении работает гурман-бутик, где можно купить приправы от шеф-повара.
Самое популярное у туристов блюдо Ristorante Savini: утиное рагу со спагетти и белыми трюфелями. Еще важный нюанс: в заведении есть специальная комната для предложений руки и сердца. Так что, влюбленные, дерзайте.
Церковь Сан-Феделе
Иезуитский храм итальянцы начали строить почти 500 лет назад и смогли закончить работы через три столетия. Самые его известные реликвии: деревянные инкрустированные элементы оформления хоров из разрушенной церкви в честь Девы Марии Ла Скала.
Примечательно, что второе здание миланцы разобрали и его стройматериалы использовали для возведения знаменитого театра. Храм Сан-Феделе выглядит аристократично и внешне больше напоминает дворец. К церкви, как и к театру Ла Скала, примыкает одноименная площадь. Горожане обожают старый храм за его особую умиротворенность. Она оставляет в душах ощущение свободного небесного полета.
В церкви Сан-Феделе хранятся творения Петерциано, в том числе легендарная «Пиета», где запечатлена Богоматерь во время снятия тела Христа с креста. В этом же здании находится самая главная для балерин всего мира фреска с Девой Марией. Многие считают, что такое изображение Богоматери покровительствует всем, кто зарабатывает на жизнь танцами.
Театр Ла Скала
Легендарная арт-площадка как магнит притягивает к себе путешественников из разных уголков земного шара. Сегодня тут одновременно может находиться чуть более 2 тыс. зрителей.
Принято считать, что здесь лучшая акустика в мире. Ла Скала практически сразу с момента своего основания (1778 года) стал именно той площадкой, выступление на которой является символом международного признания.
Нынешнее здание театра неоднократно перестраивали, ремонтировали, реставрировали, и все же значительную часть его интерьеров специалистам удалось сохранить. Репертуар Ла Скала в наши дни ориентирован в основном на постановку классических произведений (и в первую очередь авторства итальянских композиторов).
Если нет времени, чтобы посмотреть тут концерт, балет или оперу, можно ограничиться экскурсией по зданию. Театр давно превращен в своеобразный музей искусства, потому у его помещений есть много общего с традиционными музейными экспозициями.
Музей Польди-Пеццоли
Коллекция шедевров искусства данной арт-площадки не относится к числу широко разрекламированных. Однако посетить одноименный дворец, где расположена она, есть смысл. Количество гостей здесь не идет на миллионы. В этом есть большой плюс, ведь отсутствие толп туристов позволяет посмотреть на гениальные творения мастеров в спокойной обстановке.
Площадка представляет огромную ценность в первую очередь для ценителей классического итальянского искусства. Здесь можно увидеть подлинные творения Бартолини, Каналетто, Липпи, Строцци, Пальма, Тьеполо. Во дворце хранится и та самая знаменитая мистическая картина Боттичелли «Мадонна с книгой».
В музее также есть коллекции произведений нидерландских художников, роскошнейших персидских ковров, изделий из венецианского стекла. А еще тут находятся собрания древней античной керамики, изысканной мебели эпохи Возрождения.
Церковь Санта-Мария-Дель-Кармине
Храмы с таким названием можно встретить в разных итальянских городах. Миланской церкви исполнится скоро 600 лет, но для своего возраста она выглядит свежо, интересно, по-домашнему уютно.
Христианская община здесь была основана еще раньше, чем началось строительство кирпичного здания. Как выглядела первая церковь на этом месте? Сложно сказать, ведь о ней остались лишь маленькие упоминания в исторических документах. Тот храм сгорел, да и у нынешнего оказалась сложная судьба.
Свод церкви Санта-Мария-Дель-Кармине часто рушился, но прихожане его заново восстанавливали. Тут много раз проходили ремонты, реставрации. Постепенно храм превратился и в большую гробницу, ведь в его алтарной части хоронили аристократов. Однако даже такая роль не сделала сооружение унылым, мрачным.
Алтарь церкви, если разобраться детально, является «усовершенствованной копией» алтаря из Миланского кафедрального собора. А еще в здании Санта-Мария-Дель-Кармине находится известная христианская святыня: алтарная чудотворная статуя Мадонны. Здесь же можно увидеть подлинные работы Прокаччини.
Ботанический сад Брера
Фото: Danielle Jansen,
https://en.wikipedia.org/wiki/File:Brera_Botanical_Garden_-_4.jpg
Рукотворный ландшафтный памятник ведет свою историю с 1774 года. Сегодня он занимает площадь около 5 000 кв. м и принадлежит Миланскому университету. А изначально сад был собственностью иезуитов, которые создали его.
За прошедшие столетия планировка рекреационной зоны практически не изменилась. Здесь продолжают выращивать различные лекарственные растения, разводить цветы, в том числе пионы.
В наши дни на территории сада-памятника, как и в эпоху правления императрицы Марии Австрийской (именно она заказала иезуитам создание такого ландшафтного чуда), царят умиротворение, тишина. Самые известные достопримечательности рекреационной зоны: пруд, огромное зеркало, оранжерея.
А еще здесь сравнительно недавно был открыт астрономический музей. Это заведение небольшое, однако суперпопулярное в силу того, что тут постоянно проходят интересные мероприятия и часто бывают в гостях знаменитости.
Реклама. ООО «Бронирование гостиниц». ИНН 7703389880 Реклама. ООО «Бронирование гостиниц». ИНН 7703389880 Реклама. ООО «Бронирование гостиниц». ИНН 7703389880
Пинакотека Брера
Картинная галерея в одноименном дворце входит в число самых популярных арт-площадок мира. В этом же здании находится знаменитая Миланская академия художеств. Галерея и вуз своим открытием обязаны императрице Марии Терезии. Она в свое время сделала многое для сохранения шедевров итальянского искусства.
Если считать с момента открытия, то пинакотеке в этом столетии исполнится 300 лет. Она состоит из 38 огромных залов, где хранятся подлинные творения Рафаэля, Донато, Лотта, Караваджо, Тинторетто, Модильяни и других легендарных гениев. Значительная часть выставленных здесь работ посвящена библейским темам. Также в фондах пинакотеки есть картины, чье авторство вызывает у искусствоведов жаркие споры и пока никак научно не доказано.
Проследить историю развития искусства по экспонатам в залах этого удивительного здания очень легко: шедевры размещены в хронологическом порядке. Не забыт в галерее XX век с его творческими достижениями. Однако «убийце и художнику» здесь посвящен только один зал. И в том, вероятно, есть своя логика, ведь в 40-е годы прошлого столетия значительная часть шедевров пинакотеки была уничтожена бомбами.
Городской сад Индро Монтанелли
Правильнее всего данную территорию называть не сад, а парк или общественные сады. Последние существуют в городе почти 300 лет, однако официально датой основания рекреационной зоны принято считать 1784 год.
Площадь своего старейшего парка миланцы неоднократно расширяли. Сейчас она занимает около 172 000 кв. м. Здесь можно часами гулять по аллеям, любоваться живописными рукотворными прудами, наслаждаться пением птиц.
Парк гармонично соединяет в себе английские и французские традиции ландшафтного дизайна. Он славится своими роскошными клумбами и архитектурными памятниками. В городском саду расположены: планетарий, Музей естественной истории, дворец Дугнани, другие известные здания. Когда-то здесь был и зоопарк. Сейчас такого заведения нет, однако от него остались огромные сооружения.
В целом это очень атмосферное местечко, где стоит побывать, если хотите ощутить себя путешественниками во времени или просто отдохнуть от городского шума. Вы любите футбол? Да! Тогда непременно отправляйтесь в северную часть парка. Игрокам-любителями и болельщикам там (на спортивной площадке) рады в любое время суток.
Вилла Реале
В удивительном месте время просто остановилось в эпохе Классицизма и больше не планирует никуда спешить. Дворцово-парковый ансамбль завораживает. Здесь открыт музей современного искусства, но и он больше похож на путешественника во времени, каким-то чудом перенесенного в прошлое.
Вилла Реале напоминает о Туманном Альбионе. Это закономерно, ведь строить ее начали в 1796 году для английского посла. Потом планы изменились, и в результате в мировую историю вилла вошла в первую очередь как место проживания семьи Наполеона. Именно здесь он провел самые счастливые часы жизни с императрицей Жозефиной. Не удивительно, что за дворцом прочно закрепилась слава одного из самых романтичных мест в Европе.
Годы спустя вилла стала собственностью города. Власти открыли тут общественный сад, однако амурная атмосфера никуда не исчезла. Вилла Реале и сегодня остается одним из самых популярных в Милане мест свиданий влюбленных и признаний в вечной любви.
Второй день
Если планируете составить тематический план экскурсий, велика вероятность, что его не удастся осуществить. Дело в том, что город очень похож на знаменитое миланское кружево. Чем дольше на него смотришь, тем больше видишь мельчайших деталей и погружаешься в них.
Потому вторые сутки лучше планировать так: сочетать посещение храмов, музеев с прогулками по рекреационным зонам. В результате вы успеете увидеть знаменитые средневековые сооружения, современные суперпопулярные арт-площадки и побывать в тихих таинственных уголках города.
Церковь Сан-Маурицио-аль-Монастеро-Маджоре
Известный храм часто путают с городским археологическим музеем. Это вполне закономерно, ведь монастырь (которому принадлежало здание церкви) и превращен, по сути дела, в полноценный научный центр.
Церковь Сан-Маурицио-аль-Монастеро-Маджоре построена примерно 500 лет назад. Внешне ее здание выглядит просто, строго, аскетично. Однако именно в ней покоится прах итальянских вельмож, хранится уникальная коллекция фресок, картин на библейские темы.
Внутреннее храмовое убранство буквально сияет от обилия золотых деталей. Если верить историческим источникам, тут и 700 лет назад был невероятно роскошный храм. А в нынешнем Сан-Маурицио-аль-Монастеро-Маджоре можно увидеть подлинные работы Кампи, Луини, Петерцано. А еще церковь знаменита своим древним органом. Он действующий, потому музыка на богослужениях здесь звучит именно так, как было 500 лет назад.
Не обошлось, следует заметить, в истории нового храма и без мрачной мистики. Например: одна из его фресок в точности воспроизводит детали казни миланской аристократки. Тема изображения, в общем-то, библейская, но здесь художник зашифровал для потомков правду о реально совершенном убийстве. И, что примечательно, подобная трагедия в том аристократическом семействе, повторялась несколько раз.
Археологический музей
Фото: www.facebook.com/museoarcheologicodimilano
Заведение на территории бывшего женского монастыря включает в себя комплекс старинных и современных зданий. Здесь удалось сохранить до наших дней не только храм Сан-Маурицио-аль-Монастеро-Маджоре, но и древнюю колокольню, части старых стен, башню фортификационного назначения.
Однако будьте при посещении данного места готовы к очередной путанице: часть незастроенного пространства здесь тоже является музеем, однако статус территории власти до сих пор не определили. А все получилось из-за… фортификационной башни, построенной 17 столетий назад.
Она была изначально культовым сооружением (в строении отлично сохранились фрески на религиозные темы, и доступ туристов к ним разрешен). Но почему-то ей присвоили статус военной. А дальше началась бюрократия. По итальянским законам, подобные здания должны проходить длительную процедуру смены статуса с военных на гражданские. И вот его башня меняет уже 40 лет.
Условно экспозицию Археологического музея можно разделить на две части: старую и новую. Первая посвящена античной культуре. Она включает в себя коллекции статуй, фрагментов мозаик, предметов из гробниц. А новая экспозиция посвящена раннему Средневековью. И знаменитые фрески храма Сан-Маурицио-аль-Монастеро-Маджоре являются ее неотъемлемой частью.
Санта-Мария-делле-Грацие
Название храма для многих искусствоведов является символом барокко, но он воплотил в себе и эстетические каноны готики, предшествовавшей Ренессансу. Именно тут находится самая знаменитая в мире фреска на библейскую тему: «Тайная вечеря».
Да Винчи создал данное небольшое изображение, наполненное тайными символами, для трапезной доминиканского монастыря. Гений не мог предположить, что через несколько столетий фреска начнет символизировать мистические знания, станет источником вдохновения для создателей культовых детективных фильмов и книг.
Если сказать откровенно, то без «Тайной вечери» здание Санта-Мария-делле-Грацие вряд ли бы обрело нынешнюю популярность. Подобных сооружений, построенных 500 лет назад, в городе много, однако тут явно видна рука Судьбы.
Дело в том, что фрагменты стен с фресками великого мастера уцелели даже после прямых попаданий бомб во время Второй мировой войны. Именно ради этих изображений многие туристы приезжают в город и посещают старинную церковь.
Замок Сфорца
Просто идеальное место для любителей пощекотать себе нервы. Почти 600 лет назад здесь поселились представители герцогской династии Сфорца. А она-то уж прославилась своими безумно жестокими правителями.
Не было, пожалуй, такого тяжкого преступления, которое бы не успели совершить Сфорца. Итальянцы до сих пор верят: те кровожадные правители были еще и колдунами. Связано это с тем, что многие покушения на герцогов проваливались и становились для правителей отличными предлогами для новых массовых казней.
Если кто попадал в герцогскую тюрьму, то у несчастного или несчастной было 2 пути: на виселицу или плаху. На протяжении столетий замок оставался местом пыток, казней. В его тюрьмах палачи замучили тысячи горожан. Так стоит ли удивляться, что местные жители, туристы часто в замке видят призраков?
Сегодня в фортификационном сооружении работают различные музеи. Тут выставлены интереснейшие собрания полотен мастеров эпохи Возрождения, коллекции старинной посуды, музыкальных инструментов, древнеегипетских предметов быта, античного оружия и т.д.
К замку примыкает роскошная парковая зона, где часто проходят творческие фестивали, концерты классической музыки. Здесь же находится и знаменитая реликвия мирового уровня: последняя из скульптур, созданных Микеланджело.
Парк Семпионе
Рекреационная зона вокруг замка Сфорца известна во всем мире своими необычными выставками шедевров декоративного искусства. Парк, по сути дела, объединяет на своей территории разные архитектурные памятники в единое историческое пространство. Тут находится один из самых мистических замков Европы, Городская арена, Арка мира, несколько площадей.
Принято считать, что общественная зона отдыха стала таковой благодаря Наполеону. Это действительно так, ведь миланцы первоначально планировали уничтожить замок Сфорца и деревья вокруг него, чтобы больше ничего не напоминало о страшном прошлом данного места.
В наши дни Семпионе занимает около 50 га. На его территории установлено множество интересных скульптур. И еще общественная зона пользуется огромной популярностью среди творческих личностей. Поэты, музыканты, художники, актеры часто тут устраивают фестивали, концерты, развлекательные вечера.
Исторический трамвай №1
Общественный транспорт, который ходит по данному маршруту, предоставляет возможность туристам совершить интереснейшую обзорную экскурсию. Из окон трамвая интересно рассматривать главные миланские достопримечательности и наслаждаться аутентичной атмосферой поездки.
Вся трамвайная техника на маршруте изготовлена более 100 лет назад. Это подлинные механизмы, и они находятся в отличном состоянии. Вагоны трамваев здесь именно такие, какими они были в 20-е годы прошлого века. И внутренние части транспортных средств отделаны благородной древесиной, с небюджетными металлическими листами.
Все компостеры в вагонах на маршруте подлинные. Это грубо изготовленные устройства, но они такие милые. Маршрут трамвая №1 проходит мимо площадей Дуомо и Ла Скала, вокруг парка Семпионе, сооружений замка Сфорца. Едут ретротрамваи плавно, потому перечисленные памятники старины во время поездок туристам удается рассмотреть в деталях.
Арка Мира
Известную достопримечательность, которая входит в ансамбль парка Семпионе, смело можно назвать так: Ирония Судьбы. Арку начинали строить в 1807 году в честь Наполеона. Она должна была символизировать достижения императора, то есть его военные победы.
Построили сооружение итальянцы всего за 30 лет. Уже и Наполеона не было в живых, однако строительные работы продолжались. Разница оказалась лишь в том, что теперь миланцы решили посвятить памятник мирному времени (наступившему в Европе после Наполеоновских войн) и повернуть коней на верхней части арки хвостами в сторону Франции.
А затем с церковным освящением триумфального сооружения начались культовые проблемы, ведь божества на нем были изображены языческие. Потому прошло еще 20 лет, после чего христианские священнослужители смогли полностью провести необходимый ритуал. И то были далеко не все странности.
Так, вокруг окончательного варианта оформления неоклассического сооружения высотой 25 м несколько десятилетий подряд шли жаркие споры. В итоге от всех предложений архитекторов остался только монтаж скульптур античных божеств (в том числе богини мира) и барельефов с батальными сценами.
Именно в таком виде помпезное сооружение сохранилось до наших дней. На первый взгляд оно кажется перегруженным деталями, однако каждая из них имеет глубокий смысл. Так, статуи богини победы тут расположены с 4 сторон. А именно это число, согласно европейской нумерологии, олицетворяет мир, стабильность, равновесие интересов.
Монументальное кладбище
Экскурсии по территории некрополей не являются в Европе чем-то особенным. В данных мероприятиях итальянцы участвуют с детства. А русскоязычных туристов такой вариант времяпровождения часто шокирует, ведь путешественникам сложно понять, для чего надо такие просветительские мероприятия проводить на «божьем поле».
Сразу следует уточнить: статус «монументальное» получает не каждое кладбище, а именно то, где покоится прах известных людей. В России есть аналог такого памятника: Ваганьковское кладбище. В чем же разница между ними? Миланское основано на 100 лет позже Ваганьковского. Однако первое более известно, потому что большинство его надгробий являются произведениями искусства, созданными авторами с мировыми именами.
На миланском монументальном кладбище нашли свой последний приют Верди и Бойто, создавший либретто к операм великого композитора. Тут покоится пианист Горовиц и писатель-романтик Мандзони. За каждым именем на надгробии стоит целая эпоха и достижения, перевернувшие мир.
На таком итальянском «божьем поле» хоронят и простых, ничем не прославившихся людей. Это своего рода напоминание о том, что перед смертью все равны.
Улица Корсо Комо
Это, пожалуй, один из самых уютных уголков города. Известная пешеходная зона является безумно популярным тусовочным местом. Здесь работают супермодные кафе, рестораны, галереи, магазины, бутики.
Корсо Комо стала такой роскошной сравнительно недавно. Новая страница в ее истории открылась около 20 лет назад. Улица в наши дни, словно нить Ариадны, ведет путешественников от прошлого к будущему города и обратно.
Начинается Корсо-Комо от старинных зданий и заканчивается возле ультрасовременных небоскребов района Новый Милан. По удивительной пешеходной зоне можно гулять часами и не уставать, ведь здесь царит атмосфера особого домашнего уюта.
Примечательно, что соседний с улицей район небоскребов, как отмечают многие туристы, имеет много общего с Сингапуром. Эти ассоциации путешественникам навевают не только башни высоток, но и концепция экосреды, удачно воплощенная тут.
Природа в городе совсем не мешает людям. Архитекторы, благоустроители признали ее равноправную роль в формировании облика Милана и сделали все возможное для сохранения местных природных объектов.
Вертикальный лес
Названные так башни в районе Новый Милан знамениты, без преувеличения сказать, во всем мире. 9 лет назад они были признаны ведущими мировыми архитекторами лучшими на земле. Многим путешественникам при взгляде на эти огромные здания кажется, что жилой комплекс сошел со страниц фантастических книг о прекрасном будущем, когда люди наконец-то научились жить в гармонии с природой.
Высота небоскребов Вертикального леса: 76 м и 110 м. На строительство его зданий у итальянцев ушло 5 лет. Чтобы башни выглядели столь невероятно и приносили пользу окружающей среде, тут высадили почти 1 000 деревьев, 5 000 кустарников и обустроили огромное количество травяных дорожек. Последних тут, по самым скромным подсчетам, около 11 000 штук.
Певчим птицам, ярким бабочкам комфортно здесь обитать рядом с людьми. Зеленые насаждения Вертикального леса создают благоприятный микроклимат, снижают шумовую нагрузку города. Они же отлично очищают воздух для людей, живущих в зданиях, дарят «детям Адама и Евы» наслаждение красотой окружающего мира.
Площадь Гае Ауленти
Строительство новой городской достопримечательности завершено чуть более 10 лет назад. Почему она сразу же стала знаковой? Возможно, такое произошло именно потому, что архитектурный ансамбль общей площадью 40 000 кв. м объединил в себе функции бизнес-центра, арт-площадки, гигантского развлекательного комплекса.
Гае Ауленти находится рядом с самым высоким городским небоскребом (его высота 200 м). Такое соседство, с точки зрения архитектурных задач, является крайне сложным. Обычно оно оборачивается дискомфортом для людей и полным фиаско для архитекторов. Однако тут удалось получить прямо противоположный результат.
Многоуровневая площадь, названная в честь разработчика своего архитектурно-планировочного решения, является уютным, приятным местом. Она имеет форму круга и переходит в общественный парк, где установлены интересные скульптуры, обустроены уголки для тихого отдыха, построены яркие игровые площадки для детей, созданы комфортные места для занятий спортом.
Примечательно, что в центре Гае Ауленти размещен фонтан с многочисленными дорожками вокруг него. Так что все получилось по фэншуй (в европейской инкарнации восточного учения). Вода, как известно, имеет успокаивающие, релаксационные свойства.
Башня Пирелли
Небоскреб построен в 50-е годы прошлого века. Его высота: 127 м. Это 32-этажное здание далеко не всех современных жителей мегаполисов поразит, удивит. Однако посмотреть на данное чудо архитектуры есть смысл.
Башня Пирелли выглядит элегантнее многих европейских небоскребов. Секрет этого прост: особые конструктивные решения для фасадов. Сегодня они стали привычными для Америки, а когда-то такие попытки отказа от блочных технологий воспринимались как революция в строительстве.
А еще башня Пирелли имеет для всех итальянцев особый идеологический смысл. Дело в том, что ее строили в послевоенном государстве, чья экономика находилась в тяжелом состоянии. И тогда возведение небоскреба стало для итальянцев одной из форм патриотизма, национальной идеи.
Сегодня башня Пирелли является собственностью регионального правительства, а не корпорации по производству шин (как было в 50-е годы). И все же для граждан страны она остается символом оптимизма, веры в лучшее будущее. И еще в Италии популярными являются пожелания для человека или бизнеса вырасти как Пирелли.
Центральный железнодорожный вокзал
Памятник архитектуры очень напоминает такое же сооружение, расположенное в Вашингтоне. Это несовпадение, ведь за точку отсчета в создании миланского архитектурно-планировочного решения взяты американские разработки.
За 100 лет здание вокзала, построенное в стиле ар-деко, мало изменилось. Интерьеры его помещений остались прежними, потому современные поезда на фоне старинных конструкций выглядят особенно интересно.
Примечательно, что строительство этого роскошного здания начиналось с довольно скромного проекта, однако итальянский диктатор Муссолини решил все изменить и построить в городе самый лучший в Европе вокзал. Это было амбициозно и все же осуществимо. В результате вокзал оказался возведен с огромным «запасом прочности». В наши дни его пассажиропоток продолжает расти, однако вокзальные залы, платформы способны вмещать еще больше пассажиров.
Главная достопримечательность вокзала, на чьем фоне туристы обожают устраивать селфи: его огромный стальной купол со стеклянными витражами. Длина конструкции: свыше 340 м. А всего же на территории вокзала работают 24 пассажирские платформы, и ежедневно его услугами пользуется почти 500 000 пассажиров.
Третий день
Жалко прощаться с прекрасным городом, и потому совет: неспешно прогуляйтесь по его площадям. Каждую из них можно смело сравнить с сокровищницей новых впечатлений. И обязательно посетите богослужения в храмах. На время служб здесь звучит органная музыка: прекрасная, вдохновенная, сокровенная. Звуки духовных песнопений, исполняемых на латыни, подарят душе спокойствие, умиротворение, радостное стремление к новым путешествиям и удивительным открытиям.
Санта-Мария-прессо-Сан-Сатиро
Храму почти 500 лет. Однако, если учитывать данные хроник, его история началась раньше, и своим появлением церковь обязана представителям кровавой герцогской династии Сфорца.
Главная реликвии христианского прихода: чудотворная икона Богоматери. Именно из-за нее Сфорца жертвовали средства на возведения храма и приказывали вассалам нанимать лучших мастеров. В наши дни ради возможности увидеть эту икону в Милан со всех уголков мира приезжают христианские паломники.
А еще рядом с храмом находится древняя колокольня. Второму сооружению более 1 000 лет. Оно построено в строгом романском стиле и отличается лаконичным экстерьером.
В церкви можно увидеть только копии ее старинных настенных росписей. Подлинники же хранятся в пинакотеке. Эти шедевры созданы легендарным живописцем Боргоньони, однако у прихода храма пока нет возможности выставлять фрески мастера и обеспечивать сохранность таких произведений искусства.
Площадь Мерканти
Это древняя торговая площадка, где в Средневековье регулярно проходили ярмарки. Маленькая площадь в ту далекую эпоху была самой главной в городе. Она играла роль делового центра.
Тогда размеры Мерканти были крупнее, и попасть сюда удавалось через один из шести входов, расположенных с разных сторон. Примечательно, что по месту, откуда горожанин приходил на площадь, можно было легко узнать информацию о его профессии. Так, шляпник не имел права входить через проем для кузнецов. А кузнец, в свою очередь, не заходил на площадь со входа для портных.
На территории Мерканти в наши дни находятся древние дворцы и статуи. Яма для банкротов здесь тоже уцелела. В нее когда-то помещали торговцев и мастеров, не выплачивающих долги. И банкроты снимали перед окружающими свои штаны в знак позора.
Площадь Кордузио
Архитектурный комплекс со зданиями, построенными в разных стилях, выглядит необычно. Таким сочетанием направлений искусства мало кого из горожан удивишь, но Кардузио бьет все рекорды.
Тут находятся административные, офисные здания. Они построены по канонам модерна и неоклассицизма. При этом в экстерьере практически каждого дома встречаются элементы эклектики. И, что примечательно, стилевой микс образует очень гармоничное пространство.
Доминантой ансамбля является памятник великому итальянскому поэту, сатирику Парини. Последний прославился резким высмеиванием пороков, присущих неблагородным купцам и чиновникам. И вот очередная ирония Судьбы: монумент поэту оказался размещен в деловом центре. И окружен знаменитый памятник Парини банками, офисами юристов, магазинами торговцев, кабинетами чиновников.
Санта-Мария-алла-Порта
Удивительное здание в стиле барокко кажется построенным исключительно в испанском стиле. Оно украшено статуями и часами, однако это только фасадная часть строения. Внутреннее же убранство церкви по своему стилю больше является итальянским, чем испанским.
Первый храм с таким названием находился на данном месте почти 1 000 лет назад, однако он выглядел более скромно. В том старом здании были удивительные реликвии, о которых остались только легенды и упоминания в исторических документах: лоскуты от одежды Христа и платья Девы Марии, осколок камня, где сидел ангел. Куда они исчезли? Не известно. Однако чудесная аура места сохраняется и поныне.
400 лет назад тут была обретена чудотворная фреска с изображением Мадонны и маленького Иисуса. Именно тот вариант храма, где все это произошло, сохранился до наших дней.
В это здание в годы Второй мировой войны попадали бомбы. В итоге почти все стены разрушились. Однако та самая фреска с Мадонной, спрятанная в обычный деревянный ящик, осталась абсолютно невредима. Именно она сегодня и является главной реликвией церкви.
Базилика Святого Амвросия
Еще одна знаменитая загадка города. Храм построен на средства и по заказу Святого Амвросия. Его мощи покоятся тут, а посвящено красивое сооружение раннехристианским мученикам.
Престол базилики украшен золотыми барельефами. На них запечатлен вместе с Христом и Мадонной Святой Амвросий именно таким, каким мастера его знали при жизни. Официальный возраст базилики 900-1000 лет. Но это если считать от начала строительства нынешнего здания.
Основана же базилика 1 600 лет назад (при жизни Святого Амвросия). Святитель в своих проповедях неоднократно упоминал о существовании на этом же месте еще одного храмового здания. Вот миланцы и пытаются понять, что он имел ввиду.
Нынешний облик храма принято считать самым поздним (он сформировался полностью 900 лет назад). Раньше базилику так часто ремонтировали, перестраивали, что полностью восстановить ее первоначальный вид не сможет даже гениальный историк или архитектор.
А именно первый облик здания безумно важен для всех, кто верит в пророчества. Есть легенды, что Амвросий велел зашифровать в декоре храма свои предсказания о будущем мира и страны. Эти декоративные элементы наружных украшений были использованы т при строительстве нынешнего сооружения.
Здание в романском стиле выглядит строго, торжественно, величественно, консервативно. Внутри него находятся древние цветные мозаики. На первый взгляд кажется, что последние полностью соответствуют классическим канонам. Однако на месте, где обычно изображают Христа, здесь запечатлен… Святой Виктор (мавр) с двумя крестами.
Вот явное отступление от четких религиозных правил! При этом никто из церковных иерархов так и не решился отдать распоряжение поправить или убрать изображение. А причина лояльности проста: Амвросий предвидел такое и завещал оставить все храмовые мозаики в первозданном виде.
Национальный музей науки и технологий Леонардо да Винчи
Площадка признана одной из визитных карточек научной жизни города. Она открыта на территории древнего монастыря, и это весьма логично. Именно христианские обители в Средневековье играли роль научных центров. Они собирали библиотеки трудов ученых, вносили огромный вклад в развитие науки.
Экспозиция национального музея состоит из 7 отделов, в том числе созданных специально для детской, студенческой аудитории. У каждого отдела есть своя отлично оборудованная лаборатория. И это далеко не все.
Здесь можно узнать массу интересного о свойствах различных материалов и конструкций, таинственных механизмах, алхимических чертежах. В музее выставлена техника для обработки металлов, постройки машин. В его экспозиционных залах размещены макеты подводных лодок, древние, современные носители информации (звукозаписывающие устройства) и многое другое.
Конечно же, главной ценностью собрания признаны машины, собранные по подлинным чертежам да Винчи: от гидравлической пилы до летательного аппарата. Важный нюанс: поклонникам искусства тоже надо постараться побывать тут. В научном музее представлена великолепная коллекция музыкальных инструментов. Среди них есть даже лютня, созданная 400 лет назад.
Базилика Сан-Лоренцо-Маджоре
Здание в честь Святого Лаврентия имеет несколько названий. Горожане чаще всего его именуют «дворцовая базилика», намекая тем самым, что первое сооружение в данном месте было во времена Западной Римской империи. Находилось оно рядом с императорским дворцом, и тут молился император.
Официально этому старейшему городскому зданию в романском стиле 1 700 лет. Однако оно может оказаться еще старше, потому что часть его стен, фундамента возведены из фрагментов древнеримских сооружений.
Первоначальная планировка базилики сохранилась до нашего времени неизменной. Это, с точки зрения историков, настоящее чудо. Мистики объясняют данный факт тем, что она отражает незыблемые законы Вселенной, в чьем центре находится Бог. А для искусствоведов здание является одним из немногих сохранившихся образцов романского стиля и символом эстетических канонов, откуда началась эпоха Возрождения.
Главные ценности храма: старинные мозаики, чудотворные древние образы. На самом известном из них изображена Мадонна Кормящая. Икона находится в храмовом алтаре. Ей приписывают свойство исцелять женщин-матерей.
Колоннада Сан-Лоренцо
Что особенного в этой группе древних колонн, возле которых останавливаются туристы и смотрят на древние руины? Место ведь не самое благополучное. Тут даже днем собираются любители зеленого змия и запретных удовольствий. Однако даже риск не останавливает путешественников от желания посмотреть на колоннаду, прикоснуться к ее тайне.
Если честно, то это колонны либо античного языческого храма, либо терма (бани). Они перед базиликой Святого Лоренцо выглядят странно, однако многие туристы отмечают мощную энергетику колоннады.
К данному сооружению примыкает площадь, где размещен памятник императору Константину. Выглядит такой архитектурный ансамбль так эффектно, что сложно поверить в факт: монумент является новоделом.
16 мраморных колонн ансамбля различаются по высоте. Это особенно заметно на фоне примыкающей к ним арке. И все же горожане не рискуют выступить с предложением передать эти шедевры музеям или перенести в другое место.
А причина кроется в мистике: 16 является символом разрушения. Так что колоннада чудесным образом, как уверяют миланцы, отводит от города беду, вбирая в себя негативные энергии.
Район Навильи
Отличное место для развлечений и поиска новых впечатлений. Здесь расположены 5 крупных взаимосвязанных каналов. Они, в общем-то, оросительные, однако итальянцы придумали свою версию происхождения ирригационных систем.
Туристы обожают Навильи за его блошиные рынки, магазины, рестораны, бары, художественные галереи под открытым небом, милую неформальную обстановку. А еще здесь находится одно из самых мистических мест города. Многие столетия назад именно в районе каналов было поселение кельтов, и языческие жрецы выполняли таинственные обряды.
В Навильи сохранилось много старинных зданий. Тут открыто огромное количество мини-отелей, гостевых домов. Цены в них, скажем откровенно, кусаются. Когда-то это был бедный район. Однако его старые строения оказались именно тем потенциалом, который сделал данную часть города привлекательной для путешественников.